суббота, 1 декабря 2012 г.

Методика создания интерактивной викторины

Мультимедийные дидактические материалы для проведения интерактивной викторины создаются в программе PowerPoint. В ней есть все необходимые средства для создания подобного продукта: гиперссылки для направления на нужный слайд, звуковые вставки для подчеркивания правильного или неправильного выбора, анимация для создания видеоэффектов, гиперссылки для прикрепления видео-фрагментов, которые служат как для дополнительного пояснения, так и для организации валеологической паузы.


1 - слайд с вопросом, 2 - слайд "ответ неверен", 3 - "призовой слайд" с правильным ответом и пояснениями.

Для каждого вопроса нужно подготовить три слайда: 1) формулировка вопроса и варианты ответов, 2) сообщение о неправильном ответе и  3) «призовой слайд» с иллюстрацией правильного решения и пояснениями, которые носят обучающий характер. Приступая к работе, нужно создать шаблон для каждого типа слайдов. С одной стороны, он должен быть художественным и привлекательным, с другой стороны, не слишком ярким и не мешающим восприятию основной информации. В процессе работы над презентацией однотипные блоки из трех слайдов копируются и заполняются необходимым содержанием.

Для слайдов с вопросами подбирается фоновый рисунок, соответствующий теме урока, поле заголовка для вопросов, цветные блоки с текстом для вариантов ответа, при необходимости –бордюры и рамки. Для удобства дальнейшей работы на тексты всех ответов ставятся гиперссылки – переход на следующий слайд. В последующем, когда в слайд шаблона будет вставлена конкретная информация, текст верного ответа нужно будет соединить гиперссылкой с «призовым слайдом». Важно не забыть правильно организовать смену слайдов. Поскольку переход с этого слайда на следующие будет осуществляться только по гиперссылкам, на панели «смена слайдов» надо убрать флажок «по щелчку мыши».

Слайд «ответ неверен» практически не несет смысловой нагрузки. Поэтому его можно сделать развлекательным: поместить анимированные картинки, поставить звуковые эффекты, добавляющие элемент неожиданности. Отдельно хочу сказать пару слов об анимации. В большинстве случаев ее приходится использовать очень осторожно, так как она может отвлекать внимание от основной информации и нарушать темп урока, замедляя его. Для слайда «ответ неверен» анимация вполне уместна и помогает скрасить возможное огорчение ученика, вызванное неправильным ответом.

Теперь нужно подумать о техническом оформлении слайда «ответ неверен». Он должен возвращать программу к тексту задания, а не к следующему слайду. Один из способов сделать это – убрать флажок «по щелчку мыши» в меню «смена слайдов» и  вставить управляющую кнопку с гиперссылкой «переход к предыдущему слайду». Второй способ – поставить на передний план прямоугольник без заливки, по сути, пустую прямоугольную рамку. Чтобы этот элемент был не виден при показе, размер рамки должен превышать размер слайда. На эту рамку ставим гиперссылку «переход на предыдущий слайд». Теперь любой щелчок вернет программу к тексту вопроса.

«Призовой слайд» с правильным ответом должен быть, с одной стороны, увлекательным и красочным, с другой стороны, содержательным. Для него подбирается фоновый рисунок, рамка, шаблон оформления для текста, предусматривается место для иллюстрации. При работе на уроке видео-образ поможет ученикам лучше запомнить правильный ответ, а дополнительная информация-пояснение расширит знания по теме. Важно следить за тем, чтобы слайд не был перегружен текстами: объем пояснения не должен превышать двух-трех предложений. Использование более длинных текстов приводит к тому, что ученики утомляются, теряют интерес к происходящему и перестают относиться к предложенному им виду деятельности как к развлекательно-познавательному. 

В ряде случает «призовой слайд» логично дополнить видео-приложениями. Это может быть научно-познавательный фильм или песня соответствующей тематики. Например, в викторине для младших классов по теме «Символы Хэллоуина» есть вопрос о фонарике из тыквы. На призовом слайде появляется кнопка с надписью «Приз». При нажатии на нее дети смотрят мультфильм-песню «Pumpkin, Pumpkin, Big and Round» и поют вместе с диктором. Для блока викторин на тему «Исторические корни современной традиции праздников англоязычных стран» я использую краткие фрагменты научно-познавательных фильмов длиной 1-2 минуты.

После «призового слайда» программа всегда переходит к следующему вопросу, поэтому смена слайдов настроена на опцию «по щелчку мыши».

Комментариев нет:

Отправить комментарий